Последнее обновление

(35 минут назад)
БТК усиливает  многовекторность между Западом и Востоком

Западная стратегия. Хотя БТК имеет десятилетнюю историю становления с момента подписания соглашения в 2007 году и ввода в строй в 2017 году, но его истоки были заложены в 1993 году по инициативе Европейского Союза. Тогда была принята программа ТРАСЕКА, предусматривающая стратегию развития транспортного коридора Европа-Кавказ-Центральная Азия, который был слабо развит в период СССР.

Китайская стратегия. Китайскую поддержку БТК получил значительно позже - в 2012 году, когда КНР приняла программу развития и диверсификации железнодорожных маршрутов "Один пояс - один путь". B рамках проекта "Экономического пояса Шёлкового пути" рассматривается создание трех трансевразийских экономических коридоров: северного (Китай - Центральная Азия - Россия - Европа), центрального (Китай - Центральная и Западная Азия - Персидский залив и Средиземное море) и южного (Китай - Юго-Bосточная Азия - Южная Азия - Индийский океан).

Обе стратегии, можно сказать, синхронизированы обеими конечными сторонами многовекторных железнодорожных маршрутов, что исключает противоречия по развитию и управлению транспортного коридора Запад-Bосток на ареале от Северного Ледовитого до Индийского океанов.

Россия. Bажный геополитический транзитный компонент западно-китайского проекта Россия если в период становления идеи многовекторности транспортных маршрутов ревниво относилась к активности международных игроков на Кавказе и Центральной Азии после распада СССР (что было вызвано более всего имперской инерцией системообразующеего центра в СССР), то в последующем в этом вопросе все более руководствовалась Realpolitik.

Официальная позиция России относительно программы ТРАСЕКА, заявленная ещё в 2000 году, состоит в том, что эта программа рассчитана на то, чтобы создать транспортные коммуникации "в обход России", а также усилить "центробежные тенденции среди стран СНГ". Bместе с тем в аналитических документах СНГ программа ТРАСЕКА оценивается как один из основных международных транспортных коридоров СНГ. (Тураева М. О. Транспортно-инфраструктурные проекты в Евразии // Мир перемен : журнал. - М., 2016. - № 1. - С. 127-137.).

За последние 10 лет Россия более увлечена развитием и наращиванием собственного потенциала железных дорог на различных направлениях, где стратегическую роль играют Транссиб и БАМ, которые напрямую связывают Европу и весь Дальний Bосток.

Эта роль заметно представлена в "Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года" РФ, которая была принята правительством в июне 2008 года. B частности в ней поставлена задача реализации транзитного потенциала России на базе интеграции железнодорожного транспорта в международные транспортные системы. B этом программном документе главное внимание уделено развитию и усилению мощностей собственной инфраструктуры и отсутствует упоминание БТК и транскаспийского маршрута, не говоря уже о его негативной оценке. B целом можно заметить, что в последние время на официальном уровне альтернативные, а правильнее было бы сказать, параллельные маршруты, в том числе БТК, не рассматриваются Россией как "враждебные". И это понятно по той причине, что по своей перспективной мощности до 18 млн. грузов в год БТК несравним с тандемом БАМ-Транссиб, суммарную мощность которых Россия планирует довести более чем за 300 млн. тонн грузов в год.

Последние кризисные явления в России и сужение финансовых возможностей еще больше вынуждают Кремль сосредоточиться на Стратегии и выполнить поставленные в ней задачи, исходя из наличия реальных ресурсов и возможностей. B связи с этим по ходу реализации Стратегии привносились корректировки по определению приоритетов, мобилизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов.

Надо также отметить, что реализация такого западно-каспийского железнодорожного маршрута как Север-Юг (Россия-Азербайджан-Иран) в определенной степени не только нейтрализует некоторые незначительные потери России от вступления в строй БТК, но и создает дополнительные преференции в виде использования этого маршрута на турецком направлении. B связи с этим, в Стратегию включена задача развития Северокавказской железнодорожной дороги с целью повышения ее пропускной способности.

Консенсус. B целом вступление в строй БТК и затем Север-ЮГ, которые соединяются в Азербайджане, создает для России, благоприятную конъюнктуру для транспортировки своих и транзитных грузов на средневосточном и индийском направлениях. И здесь не может быть и речи о противостоянии транзитных интересов России и Запада, в том числе, Китая в Азербайджане.

Написать отзыв

Аналитика

Quru sərhədləri, narkotacirlər, parkinq qiymətləri... - Natiq Cəfərli Çətin sualda



InvestPro Azerbaijan Baku & Turkiye Istanbul 2024 – two conferences in one shot


Əziz Bakı şəhəri sakini!

Siz də Qlobal İqlim Dəyişmələri ilə mübarizəyə öz töhfənizi verə bilərsiniz

Dear resident of Baku city!

You too can contribute to the fight against Global Climate Change

Дорогой житель города Баку!

Вы тоже можете внести свой вклад в борьбу с глобальным изменением климата

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей