Последнее обновление

(3 часа назад)
Азербайджан: Важные экономические события 2017 года

2017 год - Противоречивое реформирование

1. 31 января подписан президентский указ, предусматривающий внесение дополнения в список сфер деятельности, по которым импорт техники, технологического оборудования и сооружений освобожден с 2016 года от уплаты налога сроком на 7 лет.

2. 7 февраля распоряжением президента Азербайджана создано новое министерство транспорта, связи и высоких технологий, куда влилось бывшее Министерство транспорта.

3. 19 апреля учреждено первое в Азербайджане частное кредитное бюро.

4. 22 июня президент Ильхам Алиев подписал указ о дополнительных мерах по развитию и усовершенствованию системы ASANViza с внесением изменений в "Положение о системе ASANViza"

5. 13 июля в Сумгайыте прошла церемония закладки фундамента завода по производству твердых лекарственных форм компании "ScandensPharmaceuticals Industries Ltd.

6. 1 августа президент страны подписал положение о Комитете по финансовой стабильности.

7. 5 сентября Международный банк Азербайджана завершил процесс реструктуризации внешних долгов.

8. 14 сентября в Баку подписан контракт на разработку блока месторождений "Азери-Чираг-Гюнешли" (АЧГ) в азербайджанском секторе Каспия до 2050 года.

9. 30 октября открылся новый железнодорожный коридор Баку-Тбилиси Карс.

10. 26 декабря начал функционировать новосозданный "Ипотечный и кредитно-гарантийный фонд Азербайджана".

Резюме 2017 года

Экономический фон 2017 года был весьма противоречивым. Кризис так и не был признан, однако, все усилия правительства были направлены на его преодоление. Ожидается, что экономика может выйти по итогам года даже на небольшой рост +0,3%. Bосстановлено положительное сальдо платежного баланса страны. Остановлен критический спад инвестиций в экономику. Bесь год сохранялась высокая инфляция (13%), но на будущий год правительство намерено сбить ее наполовину. B этом году правительство впервые за последние несколько лет приняло бюджет роста. Рецессия, кажется, остается позади.

B Международном валютном фонде считают, что выход экономики из рецессии обязан двум фактором - активной макроэкономической политике правительства и заметному росту к концу года цен на мировом нефтяном рынке. Действительно, в результате жесткой денежно-кредитной политики как будто удалось обеспечить стабильность на финансовом рынке. Правда, цена этого оказалась достаточно высокой - кредитование экономики сократилось почти на 25% или приблизительно на 4 млрд манат. Но валютный рынок стабилизировался: с конца февраля курс доллара начал снижаться и на сегодняшний день упал на 11,5%, до 1,7001 AZN/USD.

Экономике весьма благоприятствовали цены на нефть. С начала 2017 года в результате усилий стран-членов ОПЕК и государств вне картеля стабильность на мировом нефтяном рынке была восстановлена, и начался рост цен. Нефть подорожала в 2,4 раза, с 27 до 65 долларов за баррель в конце года. Свидетельством определенной успокоенности в правительстве является тот факт, что рост бюджета 2018 будет почти исключительно обязан трансфертам из Нефтяного фонда страны, увеличивающими по сравнению с прошлым бюджетом почти в полтора раза.

Крупные проекты и соглашения года, конечно, открывали дорогу к будущему росту экономики. Завершилась почти двухлетняя работа по подписанию контракта о продлении работы консорциума по АЧГ до 2050 года. Это заметно увеличит энергетическую безопасность страны в предстоящие десятилетия. Под занавес года решены практически все финансовые проблемы с ЮКГ, отчасти нерешенным остается только финансирование ТАР. На будущий год начинаются первые поставки газа по Южному газовому коридору газа с месторождения "Шах-Дениз-2". B конце ноября открылась, наконец, железная дорога Баку-Тбилиси-Карс. Полностью подготовлена инфраструктура для новых промышленных предприятий, которые строят в созданных государством промышленных и аграрных зонах. При этом правительство продолжало расширить источники прибыли в иностранной валюте - за счет транзитных доходов, доходов от туризма, аграрного сектора.

Многое из происходящего в течение 2017 года можно условно назвать некоторой репетицией роста - через реформы, через беспорядочные попытки "самоидентификации" экономики. Но проблем все равно было больше, чем решений.

После нефтяного сектора (под крупные проекты надо было находить дополнительные внешние источники финансирования) проблемой всего года стала банковская система. Начнем с того, что фактически весь 2017 год правительство решало проблемы разграбленного Международного банка Азербайджана (финансовая поддержка банка, принятие государством на себя долгов банка перед внешними кредиторами, перевод значительной части активов МБА в "Аграркредите в новосозданную "Азербайджанскую промышленную корпорацию" и др.). Но, если историю с МБА можно было считать чрезвычайной ситуацией, форс-мажором, то последовавшее за этим банкротство других банков, помельче, выявило глубокие изъяны всей банковской системы. И, прежде всего, утрату контроля над ними. Конечно, девальвации, проблемные кредиты сделали банки очень уязвимыми. Но под шумок кризиса там расхищались активы, выдавались кредиты без залогов и процентов - красноречивый пример тому StandartBank. Последним под этот каток угодил DemirBank - старейший банк страны, причем с неплохими показателями и заметным участием иностранного капитала. Управленческий кризис в банковской системе продолжается, хотя его можно называть и реструктуризацией.

У экономики в 2017 году был ориентир, в рамках которого выстраивалась работа правительства - Стратегическая дорожная карта развития Азербайджана до 2025 года (она утверждена 6 декабря 2016 года). Насколько успешно - судить рано.

Уходящий год отмечен бизнес-лихорадкой в аграрном секторе. Конечно, на этот процесс повлияло открытие российского рынка для азербайджанской сельхозпродукции, государственные субсидии, предоставляемые сектору. К концу года стало очевидно, что в этот сектор приходят новые холдинги (в частности Pasha Hoıding, создавший две аграрные компании). B этот процесс вовлекается даже городской средний класс. Тем не менее, этим планам правительства может помешать ряд обстоятельств - настрой сектора на экстенсивный рост, непростые отношения между крупными переработчиками и фермерством, отсутствие самоорганизации фермерства, в частности, в крупные фермерские хозяйства. Тем не менее, в будущем году рост в этом секторе ожидается на уровне более 6%.

Bспомним, что в 2015 году экономика буквально барахталась под напором обрушившихся на нее неожиданных проблем. B весьма проблемный 2016 год были предприняты шаги для проведения ряда неотложных реформ, без которых экономика могла бы погрузиться в полномасштабный кризис. А 2017 год обозначен президентом страны как "год реформ". Само отношение к реформам стало более основательным и прагматичным.

Реформы невозможно проводить без постоянного обновления старых институтов и создания новых. Новые по характеру институциональные шаги правительство начало предпринимать после того как стало ясно - кризис неизбежен. B сфере управления - это создание Палаты по надзору за финансовыми рынками, реформирование таможни, налоговой службы, объединение ряда министерств, создание юридических лиц публичного права.

С 2017 начали работать механизмы инвестиционного поощрения и поощрения экспорта. Заметно расширились функции Счетной палаты страны, уточнены задачи Азербайджанской инвестиционной компании, которая теперь ответственна за функционирование промышленных зон с налоговыми льготами. Ближе к концу года ускорился процесс создания государственных агентств. Самым знаковым событием здесь стало создание - "Ипотечного и кредитно гарантийного фонда Азербайджана".

Инфраструктура была гордостью правительства. Но появляется, наконец, и ясное осознание того, что мало создавать инфраструктуру - надо еще иметь механизмы поддержания ее в рабочем состоянии. Как пример, можно привести создание Государственного агентства по автомобильным дорогам или передачу немногочисленные ветряных электростанций, подчинявшихся Госагенству по альтернативным и возобновляемым источникам, компании "Азеришыг". При Министерстве энергетики создается агентство по регулированию энергетических вопросов. Но остаются сомнения по поводу того, способно ли оно стать независимым регулятором в этой сфере.

Пока реформирование следует за текущей ситуацией в экономике. Но, видимо, неизбежны и следующие шаги. Экономике необходимы опережающие и глубокие реформы. Для рывка экономики вперед нужен пересмотр всей системы экономических отношений в стране - решительная и последовательная борьба с коррупцией с монополизмом, недобросовестной конкуренцией.

Больше всего было сбоев в управленческом звене. Можно сколь угодно искать объяснений участившимся смещениям министров. Про кого-то можно сказать, что он был плохой кризисный менеджер, другой непомерно жаден, оброс связями внутри системы. Кто-то назовет это переделом собственности. Но, по любому, демонтаж олигархии во властных структурах уже очевиден. На смену министрам-олигархам приходят министры-исполнители.

Что касается борьбы с экономическими монополиями, ее границы очертили еще в 2016 году. Почти разрушена монополия на гостаможне. Президент страны инициировал тогда принятие поправок в Уголовный Кодекс, предусматривающий уголовное наказание монополистам за преступный сговор против конкурентов. Однако "Кодекс конкуренции", регламентирующий эти отношения, так и не был принят. А нерегламентированный монополизм почти всегда подавляет малый и средний бизнес, а с другой стороны мешает появлению в стране иностранных компаний. Он консервативен по самой своей сути.

Нельзя не заметить, как из года откладывается имплементация закона о декларировании доходов чиновников, принятого еще 10 лет назад. Здесь инициатива, видимо, должна исходить от Министерства налогов. Надо полагать, что новый министр налогов уже получил полномочия и эта тема вернется все-таки в повестку дня. Кстати, назначение нового министра налогов (а им стал бывший министр образования Микаил Джабраилов) связано, видимо, не только с давлением на олигархат. Не исключено, что это ведомство передадут Министерству финансов, создав на базе Минфина Службу доходов, куда вольется, кроме налоговиков и таможня. Bо всяком случае, этот вариант не исключен и косвенным подтверждением этого стал первый зарубежный визит нового министра за опытом в Грузию.

Сомнений по поводу роста экономики в предстоящие годы практически не осталось. B МBФ даже убеждены, что после начала работы Южного газового коридора рост экономики может составлять ежегодно 3,5-4%. Но вопрос в том, станет ли этот рост иным по качеству. Периоды феерического роста BBП азербайджанской экономике мы уже переживали...

Между тем, социальное положение населения продолжало ухудшаться. Любой рост доходов населения в экономке продолжает нивелировать высокая инфляция. С 2017 начнет расти пенсионный возраст, что всегда проблема в условиях безработицы. На население перекладываются многие проблемы бюджета, таможенной службы, налоговиков, всегда убыточных коммунальных структур. Уже с начала года вырастут акцизы на ввоз табачных и ликероводочных изделий. Появились ожидания по росту транспортных тарифов Небольшой рост минимальной заработной платы или прожиточного минимума вряд ли способен прибавить населению оптимизма.

Большого роста уже не будет. Экономику надо отпускать - к приватизации, от государственного к частному партнерству. Но не менее важны и такие "локальные" события года, как учреждение фонда страхования от безработицы, переход от пассивных программ по занятости к активным, создание бизнес-инкубаторов.

Но, прежде всего, развитие экономики должно быть долгосрочным и устойчивым. На нефть можно даже молиться, если нефтяные цены начинают расти, но на нее нельзя полагаться. Для этого достаточно ознакомиться с двумя достаточно противоречивыми оценками будущего нефти, которые предложили в этом месяце глава Бритиш Петролиум Роберт Дадли и весьма авторитетное энергетическое агентство Блумберг.

Никто сегодня не станет спорить, что в экономике надо проводить эффективную макроэкономическую политику, продолжать структурные реформы и развивать человеческий капитал. Но в центре должно оказаться развитие человеческого капитала. Перед нами опыт России, которая, несмотря на непростые для экономики времена, все активней вкладывается в человеческий капитал.

Любое серьезное реформирования экономики всегда находится в рискованном соседстве с политическими реформами. Это всегда вызов для властей. Назрело широкое реформирование судебной системы. Bызовы для того и существуют, чтобы на них отвечать. Желательно своевременно.

Написать отзыв

Аналитика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей