Последнее обновление

(5 минут назад)
Acar Ağayevl

Acar Ağayevl

Завершение очередного учебного года в Азербайджане совпало с обсуждением в парламенте поправок в закон "Об образовании", предусматривающие открытие платных подготовительных курсов для желающих поступить в высшие школы для обучения на уровне бакалавриата. B первом чтении новая редакция документа была принята.

B ходе дебатов спикер Милли Меджлиса Огтай Асадов озвучил такую цифру: порядка 50% выпускников этого года не смогли сдать вступительные экзамены на первом туре и поступить в вузы и ссузы. Эта информация вызвала в обществе недоумение и резонные вопросы по поводу качества среднего образования, эффективности мер, предпринимаемых для реформирования этой сферы.

О реальной ситуации в отечественных школах, причинах масштаба репетиторства, тактике модернизации системы школьного образования мы побеседовали с председателем Республиканского совета образования, доктором педагогических наук Аждаром Агаевым.

-Аждар муаллим, сегодня только ленивые не говорят о реформе средней школы, о проблемах образования...

- К сожалению, четкого понимания того, что происходит в образовании, у многих нет. У нас пытаются решить проблемы образования внутри самого образования. Но что бы мы ни делали внутри школы, сама по себе она улучшиться не может. И опыт других стран, которые прошли этап модернизации, показывает, что модернизация должна начинаться не в школе, она должна начинаться в пединституте, где готовят учителей. А для этого нужно вернуться и начинать готовить будущих вузовских преподавателей ещё в школе. И тут мы попадаем в тот замкнутый круг, в котором вращаются все участники этого процесса.

Говорю это к тому, что реформирование системы образования нужно было начать не с ремонта школ и написания учебников, хотя это тоже важно, а с подготовки педагогов новой формации, способных реализовать задачи реформирования. Но стратеги из Минобразования посчитали, что красивый интерьер школы, новая мебель это и есть реформа, а профессионализм учителей - это второстепенное.

- Как вы оцениваете проведение Минобразованием диагностического оценивания школьных учителей?

-Такая проверка знаний и профессиональных качеств учителей важна. Но и дальнейшие шаги должны мотивировать участников процесса на повышение своего уровня, реализацию потенциала, применение современных методов обучения. Этого не происходит. Почему? Потому¸ что далеко не всем учителям удается получить 18 часовую учебную нагрузку, чтобы претендовать на повышенную зарплату. B результате учебные часы остаются те же, как и низкая зарплата. Кроме того, учителя, показавшие низкие оценки при диагностировании, по-прежнему продолжают преподавать.

По большому счету, данный проект министерства не повлиял на качество обучения детей в школах. Уроки проводятся формально, дети не занимаются, поэтому в стране столь внушителен масштаб репетиторства.

-Bы затронули важный момент: как показали исследования, сегодня ученики чуть ли не с пятого класса занимаются дополнительно с репетиторами. Так ли это?

- Таких фактов предостаточно. Даже не нужно проводить опрос среди учащихся, загляните в соцсети, почитайте, что там пишут родители, и сами убедитесь в этом. Более того, часть учеников выпускных классов вообще не ходят на уроки, а занимаются с репетиторами. Таким образом, школа теряет основную функцию: давать детям знания,

учить их как применять эти знания на практике.

Реформы должны касается не только материально-технической базы школ и количества компьютеров в классах. Невозможно осуществить изменения и достичь нового качества, ничего не меняя в сущности. Это касается содержания программ, учебников, и не менее важного - перехода на профильное обучение. Не секрет, что в старших классах ученики занимаются с репетиторами по определенным дисциплинам в зависимости от выбранной специальности. Так, не лучше ли создавать профильные классы или профильные лицеи, дать достойную зарплату этим же учителям?

Такие изменения имели бы целый ряд позитивных последствий. Кроме уже отмеченного - обеспечения обучения детей в соответствии с их способностями и желаниями, - они бы привели к существенному повышению качества обучения. B профильных учебных заведениях пытались бы работать наиболее подготовленные учителя-предметники, что создало бы объективные предпосылки для более успешного обучения детей.

-Проблемы наших школ заключаются только в непрофессионализме учителей?

-Нет, конечно. Ключевую роль играет директор школы, многие из которых не дотягивают до современного уровня руководителя. Несмотря на то, что учителей на работу принимают на конкурсной основе, через тестирование, проводимое Минобразованием, известно немало фактов, когда людей принимают на работу в обход процедуры министерского отбора. B ходе проверок же выяснятся, что у преподавателя нет соответствующего образования или у него фальшивый диплом педвуза.

Директора школ скрывают от министерства вакансии, распределение учебной нагрузки между учителями. Когда же подобные факты вскрываются, то директор, как бы тут не при чем, а учителя заставляют сдавать экзамен.

Неформальные сборы денег, взяточничество непосредственно связано с директорами школ. Они смотрят на школу как на бизнес-вотчину, где можно получать прибыль: сбор денег от родителей и самих учителей по любому поводу, несмотря на то, что из бюджета выделяются средства на ремонт, закупку инвентаря и техники. Одна учительница недавно позвонила мне и сообщила о том, что у них в школе собирают деньги на подарок директору. Я посоветовал ей проинформировать об этом прокуратуру и Минобразование. B ответ она мне заявила, что боится потерять работу, поэтому не хочет обращаться в эти инстанции и называть свое имя. Bот такая ситуация в школах страны.

- Что и как нужно менять в нынешней школе?

- B первую очередь, необходимо обеспечить переход среднего образования к 12 годичному обучению для обновления, приведения в соответствие с современным развитием науки содержание школьных предметов, подготовки действительно современных учебников, комплексного обеспечения учителя необходимыми методическими разработками.

К большому сожалению, наши школьные программы перегружены вспомогательным материалом, и ученики очень часто сориентированы на то, чтобы этот вспомогательный материал запоминать

Нужно также ввести профильную старшую школу. Пока у нас средняя школа слабо дифференцирована на начальную, базовую и старшую. Но ведь известно, что обучение и воспитание в каждой из них должно существенно отличаться, с учетом возраста ребенка. Когда ребенок одиннадцать лет проводит в одном и том же помещении и коллективе, то он привыкает к неизменности условий. Bо взрослой жизни у человека окружение все время меняется - и каждый раз нужно утверждаться в коллективе снова и снова.

Написать отзыв

Вопрос-ответ

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей