Последнее обновление

(5 минут назад)
Санкции не  очень повредят  Турции, однако�

B решении президента США Дональда Трампа о применении санкций против Турции больше всего обращает на себя внимание пункт о повышении на 50% экспортных пошлин на ввозимую в США турецкую сталь (статья обозревателя "Коммерсанта" Сергея Строканя так и названа - "Турецкую сталь испытают на прочность",Ъ, №189 от 16.10.2019, стр. 6).

Комитет по иностранным делам Палаты представителей Конгресса США также принял проект резолюции, предусматривающий введение санкций против Турции. Один из авторов носящего больше политический характер проекта, член Демократической партии, председатель этого Комитета Элиот Энгель заявил: "Предлагаемые нами санкции возложат на Эрдогана ответственность за этот страшный разгром. Ибо военные операции, приведя к гибели мирных жителей и возрождению ИГИЛ, создали угрозы для глобальной безопасности".

То есть этим законопроектом Конгресс указывает на более неблагоприятный для Турции аспект дела: причиной возрождения ИГИЛ называется "Источник мира". Если Bашингтон действительно так полагает, но даже если он так не считает, а сознательно намекает на это, Турция может столкнуться с гораздо худшим злом, чем санкции. Но, сначала немного о неэффективности экономических санкций.

Применение Штатами санкции против Турции имеет уже более чем полувековую историю. Наложение эмбарго, начавшееся в середине 1960-х годов, вновь было возобновлено в начале 1970-х, когда Турция не отказалась от выращивания мака. Эмбарго, введенные после двух "Движений мира", организованных для спасения турок на Кипре в июле-августе 1974 года, говоря даже сегодня не забытом языке, заставили Турцию "нуждаться в 70 центах".

Санкции, которые пришлись на период правления правительства политического деятеля социал-демократического толка Бюлента Эджевита, поддерживающего добрые отношения с СССР, сильно обескровили и без того слабую и в основном государственно-капиталистическую экономику Турции. B результате этого 12 сентября 1980 года произошел военный переворот и через вице-премьера Тургута Озала, бывшего в очень хороших отношениях с США, были проведены капиталистические реформы.

Несмотря на множество качеств, заслуживающих критики, можно сказать, что благодаря именно Озалу Турция близко ознакомилась с такими понятиями капиталистической системы в собственном смысле слова, как "производство в частном секторе, свободный обменный курс, биржа и т.п.", которые стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Другими словами, начиная от самого мелкого ремесленника, до крупнейшего инвестора, все начали учиться стоять на собственных ногах. B течение 1990-х и начала 2000-х годов правительства приводили к нескончаемым кризисам, и каждый - от мелкого торговца до крупных капиталистов - сам искал и находил пути выхода из них.

Теперь уже хорошо известно, что благодаря горизонтальному сотрудничеству с зарубежными странами, установленному экономической системой, значительно усилившейся в стране при режиме правящей Партии справедливости и развития, ведение экономических санкций затруднено и неэффективно (из-за двусторонности). Любое эмбарго вдохновит граждан Турции, хорошо знающих секреты свободной экономики, создавать и применять в стране очередные инновации. Это хорошо понимают и на Западе.

Поэтому намеки на "ИГИЛ" в проекте Комитета по иностранным делам Конгресса (который, вероятно, будет им принят), безусловно, не остались незамеченными Анкарой. Ибо настойчивость Bашингтона в этом вопросе ничего хорошего Турции не сулит. Так как, в отличие от Турции, Bашингтон рассматривает ИГИЛ как террористическую организацию, а PYD/YPG - как "ведущую борьбу против ИГИЛ" нетеррористическую и поддерживает ее. И хотя Конгресс, чрезмерно выпячивая и ставя в вину Турции проведение операции "Источник мира", попытается возложить на нее решение проблемы ИГИЛ, развитие событий может пойти совсем по иному руслу.

А как Россия?

Большинство экспертов уверены, что чем больше будет конфликтов между Турцией и США, тем больше выгоды от этого получит Россия.

Между тем, Турция именно в этом плане чувствует себя спокойно: сколько бы ни росло давление, в какой-то момент оно обязательно остановится. Потому что ни Соединенные Штаты, ни НАТО отнюдь не захотят, чтобы отношения их старейшего союзника с Россией после определенного момента продолжали развиваться и дальше, и компромисс будет найден.

Турция, возглавляемая Эрдоганома, неоднократно испытывала эту истину и убеждалась, что она приводит к успеху.

Написать отзыв

В мире

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей