Последнее обновление

(3 часа назад)
Siyavush Novruzov

Siyavush Novruzov

***

- Арастун бей, в последнее время представители власти, депутаты от правящей партии выступают с интересными заявлениями. К примеру, Сиявуш Новруз обвиняет бывших министров в накоплении богатства, а также финансировании эмигрантов за рубежом. Еще один член правящей партии Эльдар Ибрагимов назвал врагами перешедших на сторону власти и получивших должности и мандат. О чем говорят эти заявления?

Arastun Orujlu- Следует отметить, что большая часть этих заявлений правдива. К примеру, Сиявуш Новруз абсолютно верно отмечает, что министры при правлении партии "Ени Азербайджан" разграбили страну и народ, накопив миллиарды. Причем каждый из них обеспечил всех своих наследников за счет этих разграбленных средств. Эта известная всему обществу на протяжении долгих лет истина о правлении партии "Ени Азербайджан" была озвучена одним из ее руководителей. Эльдар Ибрагимов, выйдя на "ловлю ведьм", показывает наличие глубоких трещин внутри власти, которые устранению не подлежат, а за такого рода заявлениями стоят несколько причин. Первая и основная - раскол внутри власти, в результате которого вышедшие из-под контроля группы усиливают борьбу. B Азербайджане кризис системы входит в свою последнюю стадию, основным признаком которой является обычно наличие раскола внутри власти и антагонистские противоречия между расколовшимися группами. На самом деле эти противоречия были всегда. Однако раньше, в виду сильного единого центра управления, возможности выхода на поверхность у них не было. Здесь мы можем прийти к выводу, что во власти более нет единого центра управления. Другой причиной могут быть предстоящие парламентские выборы. B столь щепетильный момент опасность потери мандата, за исключением 5-10 человек, для обязательного большинства в любой момент реальна. Получается, что в настоящее время надо выступать с резкими, скандальными заявлениями, чтобы оставаться на повестке дня, а также c угрожающими месседжами, чтобы на предстоящих выборах без мандата не остаться. С другой стороны, Эльдар Ибрагимов подразумевает коллег, которые, учитывая нынешние реалии, покинули группы, к которым принадлежали длительное время, и присоединились к иным.

Однако может быть и третья причина - власти сами организовали эту дискуссию, чтобы отвлечь внимание от плачевного положения во всех областях страны. Правда, эта причина не кажется мне убедительной, но и сторонником ее полного исключения я не являюсь.

- На Эльдара Ибрагимова незамедлительно отреагировали помощник президента Али Гасанов, вице-премьер Али Ахмедов. Они заявили, что распространенное мнение не выражает позицию правящей партии и администрации Ильхама Алиева. По-вашему, можно ли сделать вывод из этих заявлений и реакций на них, что правящая партия, да и в общей сложности во власти, имеются резкие противоречия во мнениях?

- Похоже, что сказанное им не отражает позицию руководства правящей партии и Администрации президента, поэтому представители обеих структур так отреагировали. И в правящей партии, и во власти имеют место не резкое противоречие во мнениях, а имеется глубокий раскол, который изо дня в день углубляется. На поверхности то, что власть, у которой никогда ни по какому вопросу не было стратегического плана, не готова и к сегодняшнему кризису, тогда как к происходящему сегодня годами ранее привлекалось внимание в медиа, в анализах экспертов, говорилось о неизбежности происходящего сегодня. Кризисные ситуации требуют особых технологий и менеджмента. B противном случае любые импульсивные меры, предпринимаемые в связи с выходом из кризиса, лишь углубят его. И видимым сегодня является именно это.

Хотелось бы привлечь ваше внимание ко второму моменту: когда конкуренция и борьба между внутри властными структурами обостряется, то усиливается и вмешательство в экономические позиции друг друга, в контролируемые сферы. А это в итоге осложняет итак тяжелое социальное положение населения. К сожалению, сегодня мы видим, как внутренние войны дошли до такой грани, что их участники будто забыли о миллионах проживающих в стране людях, об их нуждах, об их простом праве на жизнь. А у народа имеется такая особенность: когда о нем забывают, он о себе напоминает, только бывает уже поздно.

- Примечательно то, что в последнее время председатели представленных в парламенте и именуемых себя оппозицией партий выступают с интересными заявлениями. К примеру, Гудрат Гасангулиев говорит, что настало время самоичистки во власти. Сардар Джалалоглу говорит, что даже находящиеся на должности министры не выступают в защиту власть. Bсе собирают друг на друга компромат. Что вынуждает вышеперечисленных лиц выступать с такого рода четкими заявлениями?

- Гудрат Гасангулиев постоянно озвучивает похожие высказывания и даже еще более радикальные. То есть это не впервой. Это можно рассматривать и как рецепт, предлагаемый власти для выхода из существующей ситуации. Однако это больше похоже на аспирин, который врач выписывает агонирующему больному. По-моему, в нынешней ситуации "выведение кого-то из строя" не только не объединит власть, а наоборот, внесет еще больший раскол. Как я уже говорил, при такой ситуации положительный результат может дать лишь системное применение антикризисных технологий или, по меньшей мере, привести к стабилизирующему эффекту. Однако в Азербайджане выведены из строя все государственные и неправительственные институты, которые это изучают, исследуют и могут применить. Что касается причин вышеназванных заявлений, то они больше похожи на взаимные, бессистемные обвинения вышедшей на поверхность закулисной борьбы, хотя, как я уже говорил, большинство из них содержит довольно много правды.

- Существует такое мнение, что в ближайшее время в Азербайджане на политической арене будут происходить интересные события. Есть мнение, что в политике появятся лица, покинувшие ее. К примеру, имеются заявления о возвращении в политику в ближайшее время Этибара Мамедова. По-вашему, может что-то произойти на политической арене? К чему это оживление?

- Процессы, которые вы называете интересными, а я назвал бы их опасными, уже начались. Естественно, что оживление в политической сфере, воодушевляет каждого получить от этого политические дивиденды. Конечно же, это вовсе не значит, что у кого нет на это прав или этих пав меньше, чем у других. Но самый пессимистический момент в том, что нынешняя политическая панорама Азербайджана и по своему качеству, и по своим участникам очень отличается от ситуации 25-30 лет назад. Правда, за эти годы в политику пришли новые лица, однако в настоящее время нет такой политической партии, движения или лидера, которые представили бы новую, отличающуюся от предыдущих модель, и повели бы за собой народ. Речь не идет о власти или оппозиции, речь идет обо всем политическом спектре. У этого имеются как объективные, так и субъективные причины. Обобщая, хотелось бы сказать, что политическая система Азербайджана находится в глубоком кризисе а это уже не столько интересная, сколько рискованная тенденция. Не стоит забывать, что проблема не ограничивается лишь общественно-политическим кризисом, в стране стремительно продолжается экономическая рецессия и обеднение населения, социальное расслоение достигло уродливого уровня, бесправие и беззаконие стали обычными явлениями, деятельность государственных и правительственных институтов близка к параличу, и все это создает широкие возможности для популизма. Популизм (как левый, так и правый) в большинстве стран нынешнего мира превратился в тренд. И никто не может гарантировать, что Азербайджан от этого застрахован. Сейчас самое важное, по-моему, это начать в стране широкоформатный диалог. Лишь взаимопонимание, создание доверия и политическая воля, направленная на вывод страны из кризиса, может помочь выйти из этого периода с наименьшими потерями. Однако, к сожалению, политическая поляризация, как мы видим, настолько углубилась в обоих лагерях, что сам процесс начала диалога кажется невозможным. Сегодня чувствуется острая необходимость в восстановлении верховенства закона, в этом вопросе возможности власти, естественно, намного шире возможностей оппозиции. Но произойдет ли это? Не вижу никакого основания для оптимистичного ответа на этот вопрос, поскольку на виду лишь усиление репрессивного аппарата. Bыходит, что как не посмотри, а радужной панорамы не видать.

-Одна из интересных тенденций - это активизация представителей власти в соцсетях. Некоторые выбрали своей мишенью Али Керимли, некоторые пребывающую за границей оппозицию. На виду то, что в соцсетях есть политическое движение. По-вашему, какая причина привела в соцсети представителей власти?

- Причин много. B первую очередь, это желание власти, не признававшей и не оценившей на протяжении долгих лет роль и значение социальной медиа, вернуть упущенные возможности. Помимо этого, они понимают необходимость восстановления с народом порушенных связей. С другой стороны, похоже, что внутри властные группы пытаются использовать в своей борьбе возможности социальной медиа. Но восстановление связей между властью и народом не выглядит реальным. По большинству параметров большая часть власти и народа находятся в противоположных друг другу лагерях и это лишь одна часть большого числа вопросов, которые необходимо реализовать в социальных сетях. С другой стороны, активность в соцмедиа требует опыта и самое главное правильного использования свободы слова и выражения. Но у них из этого ничего нет, потому что на протяжении долгих лет для представителей власти выражать свободное мнение было фактически табу. По этой причине порой их выступления перед аудиторией рождает обратную реакцию. Далеко идти не надо, достаточно вспомнить какую резкую реакцию вызывали высказывания и оценки депутатов от власти, периодически ими озвучиваемые. Думаю, что картина, увиденная в соцсетях, будет отличаться от этой.

- И наконец, по-вашему, какие процессы могут произойти в Азербайджане и чем могут завершиться?

-Ответ на ваш самый короткий вопрос и труден и объемен. Как я отмечал выше, если не будут предприняты очень оперативные и рациональные шаги, то политический, а возможно и социально-экономический кризис будут неизбежны. А последствия этого сегодня невозможно подсчитать и спрогнозировать даже теоретически. Но будем все же надеяться , что избежать этого возможно, хотя сам на этот счет не оптимистичен. Потому что вопрос не ограничивается только происходящим внутри страны. Картина глобальной политики основательно отличается от той, которая была 5 лет назад.. Сегодня в глобальном контексте основные крупные столкновения происходят в области контроля над транспортными коридорами, коммуникациями, морскими и автомобильными дорогами. К традиционным геополитическим игрока в регионе присоединился и Китай. Амбиции Турции и Ирана не такие, каковыми были 5-10 лет назад. Россия, в свою очередь, крайне активизировалась в своей политике относительно постсоветских стран и вмешательстве в эти страны. Учитывая тот факт, что эти интересы часто диаметрально противоположны друг другу, и что в Азербайджане есть два основных транспортных и коммуникационных коридора (Север-Юг и Bосток-Запад), трудно делать какие-либо предположения.

Но, несмотря на все это, могу с полной уверенностью сказать, что последовательная, рациональная, служащая национальным интересам политика может помочь избежать приближающихся эксцессов. Но для этого, в первую очередь, эту опасность надо увидеть и подтвердить. Отрицая реальность, избежать ее невозможно.

Написать отзыв

Вопрос-ответ

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей